Зачем «еще одна» «Капитанская дочка»? Может спросить искушенный
театральный зритель, увидев знакомое название. Но те, кто уже
побывал на премьере, в первую очередь отмечают, что с детства
знакомое произведение вдруг предстало в новом свете, и даже были
узнаны ранее неизвестные факты. Что не удивительно, ведь, работая
над спектаклем, автор инсценировки, Анна Матисон
использовала не только текст повести, но и научную монографию
А.С.Пушкина «История Пугачева». А также реальные документы той
эпохи: выдержки из допросов и судебного слушания по делу о
восстании Емельяна Пугачева, переписку императрицы Екатерины II,
Голицына, Суворова, а также фольклор того времени. Вместе с Сергеем
Витальевичем они придумали интересный ход: спектакль подан в форме
расследования, то есть все события уже произошли.
«В очередной раз перечитав «Капитанскую дочку» Александра
Сергеевича, я вдруг обратил внимание, что мне очень интересен
Гринев, который уже пережил все эти события и находится под
следствием, — то есть это 14-я глава повести, которая называется
«Суд», — рассказал Сергей Безруков
— Отсюда реверсивный ход всей этой истории, когда все это —
спектакль-следствие, расследование. Мне было интересно
показать рефлексию по поводу совершенных событий на фоне
следственного эксперимента, когда все герои заново вспоминают,
заново проживают все случившееся. И это уже немножко другое
состояние. Это спектакль о покаянии, о всепрощении».
Инсценировка, тем не менее, имеет пометку 12+ и не испугает
кровавыми подробностями. Здесь нет натурализма, а ужас передается
через человеческие эмоции. Актеры с этим справляются на высоком
уровне. И их выбор для худрука не случайный: на главные роли он,
например, принципиально смотрел студентов театральных вузов.
«Гринев и Маша Миронова — в нашем спектакле действительно юные,
как и в произведении Александра Сергеевича. Их играют студенты Олег
Савостюк и Александра Лукьянова.
Мне кажется, они очень подходят друг другу, это идеальная
сценическая пара. Как мне кажется, точное попадание и у Дмитрия
Карташова в роль Пугачева. Он сыграл ее 5 лет назад в эскизе
спектакля и с тех пор ждал, когда можно будет сыграть полностью всю
историю. А ребята, мои студенты, которые играют казаков! Обратите
внимание, как они работают, какой казачий круг они танцуют перед
казнью. Они с самого начала погружаются в эту атмосферу, и они в
ней живут.
Не будем раскрывать всех подробностей премьеры. Но первые
звездные гости Губернского театра отмечают: если так показывать
классику школьникам, им не будет скучно. Тем более, что, несмотря
на все эксперименты, текст Пушкина сохранен досконально. Спорить с
Александром Сергеевичем мы не будем, говорить что правильно, что не
правильно, ни в коем случае!», — отметил худрук.
Комментарии