Тейлор Свифт
30 июня американская поп-принцесса поделилась шокирующей новостью — все ее музыкальное наследие (а это шесть первых мультиплатиновых альбомов) продано ее злейшему врагу, бизнесмену, продюсеру и миллионеру Скутеру Брауну. Кто бы мог подумать, что даже такая богатая, востребованная и знаменитая певица может остаться без прав на все свое творчество?
«Вот что бывает, когда подписываешь контракт в 15 лет», —
горестно
Во время своей карьеры Свифт оказывалась втянута в скандалы с музыкантами, которых продюсирует другой музыкальный гигант — Скутер Браун. Его подопечные — Канье Уэст, Джастин Бибер — да и сам Браун нередко издевались над Свифт, троллили ее в соцсетях и портили настроение. Поэтому новость о том, что ее бывший продюсер продал Скутеру Брауну студию вместе с правами на ее альбомы, стало для Свифт сильнейшим ударом
Свифт рассказала, что все эти годы молила продюсера о возможности выкупить права на свою музыку.
Она хотела сама владеть оригиналами записей своих альбомов (так называемых мастер-копий). Учитывая, что 29-летняя певица признана Forbes самой высокооплачиваемой знаменитостью и в 2018 году заработала 185 миллионов долларов, деньги не могли быть проблемой в этом вопросе. Как утверждает Свифт, Борчетта ставил условие: права на один старый альбом в обмен на контракт на один новый альбом. «Я отказалась, понимая, что если Борчетта продаст студию, то одновременно продаст меня и мое будущее», — заявила певица.
Свифт называет случившееся худшим из возможных сценариев, а поведение продюсеров — попыткой контролировать женщину и ее творчество, в создании которого они не принимали участия. Свою поддержку Тейлор выразили и другие звезды: Селена Гомез, Кара Делевинь, Келли Кларксон, Игги Азалия и даже подопечная Скутера Брауна Ариана Гранде.
Чем грозит Свифт переход прав на мастер-копии к врагу? Конечно, своей прибыли от авторства песен и их ротации певица не лишится. Но продюсер может распоряжаться появлением альбомов в тех или иных стриминговых сервисах, их перевыпуском и т.д. Учитывая востребованность звезды, прибыль от владения ее альбомами в разы превышает сумму продажи. Есть ли у Свифт законная возможность отсудить или выкупить свои мастер-копии у Скутера Брауна? Думаю, этим вопросом сейчас озадачен весь штат нанятых певицей юристов.
Егор Крид
31 марта у популярного певца истек контракт с лейблом Тимати Black Star. 25-летний артист изъявил желание покинуть лейбл, с которым его связывали 7 лет успешного музыкального полета. Договориться полюбовно не получилось, разрыв стал достоянием общественности и прессы. Выяснилось, что главный холостяк страны получал всего 20% от своей деятельности, несмотря на бешеную популярность. Например, когда лейбл имел с бренда «Егор Крид» от 15 до 25 миллионов рублей в месяц, сам артист получал от силы 2,5 миллиона. Егор захотел 50%, на которые Black Star не соглашался. Между прочим, Егор Крид стал вторым самым успешным артистом лейбла после самого Тимати.
Лейбл, в свою очередь, заявил, что с Кридом стало сложно работать — артист «поймал звезду», срывает выступления и ведет себя отвратительно. А при разрыве контракта Black Star по его условиям оставлял за собой и права на творчество и на торговую марку и псевдоним «Егор Крид». Начались полтора месяца сложных переговоров и язвительных комментариев в прессе с обеих сторон, которые неожиданно закончились мировой. Крид выступил с заявлением, что «мы пожали руки и договорились, товарный знак остается за мной». Победу в переговорах Егор Булаткин/Крид приписал своему умению добиваться цели. Но в СМИ появилась версия, что товарный знак артиста выкупило у лейбла богатейшее семейство Ротенбергов. С супругами Борисом и Кариной Егор весьма дружен, но помощь в переговорах с Тимати и компанией категорически отрицает. Тем не менее СМИ называют сумму «отступных» за Крида в 200—250 миллионов рублей.
L’One
Леван Горозия — еще один воспитанник лейбла Black Star — стал следующим артистом на выход. Его семилетний контракт также подошел к концу, и 34-летний артист решил отправиться в самостоятельное плавание. В отличие от Крида, уход Левана не так быстро стал публичным, да и пересмотра процентов он не требовал, а хотел сразу уйти. Взрослый и рассудительный L’One говорит, что больше месяца пытался договориться с лейблом без шумихи. «Я сам пишу свои песни, сам нахожу музыкантов, оплата съемок видеоклипов происходит из моих заработков. Мне 34 года, я достаточно уверен в своих силах», — говорит L’One. Он упомянул, что хотел бы по-другому строить свою работу — ездить на гастроли дважды в год, а не круглый год, а в остальное время записывать песни.
История с несправедливыми, по мнению артиста, отчислениями лейблу и битва за псевдоним повторилась. Леван говорит, что в 27 подписал контракт, который является агентским договором. То есть лейбл получает деньги с дохода, а все расходы на запись треков и видео вычитает из прибыли артиста. Поэтому сейчас Black Star незаконно пытается удержать за собой права на песни и псевдоним артиста. Ведь в контракте никаких прав на них Леван не передавал. И переговоры об уходе он начал еще осенью 2018 года, но именно к весне 2019 они зашли в тупик и пришлось подключать юристов. Лейбл якобы предложил Левану уйти и исполнять песни, права на которые останутся за Black Star и могут быть отозваны в любой момент. L’One посчитал, что, во-первых, странно платить деньги за собственноручно написанные песни, а во-вторых, не хочется однажды обнаружить в какой-нибудь рекламе свою музыку.
Леван подал в суд на Тимати и общается с лейблом только через юристов. При этом уточняет, что сохранил хорошие воспоминания о 7-летнем сотрудничестве и не имеет к руководству лейблом никаких личных претензий.
Дима Билан
С рождения в документах будущей звезды «Евровидения» стояло имя Виктор Николаевич Белан. Псевдоним «Дима Билан» появился гораздо позже, с подачи знаменитого продюсера Юрия Айзеншписа. Хотя сам Билан говорит, что с детства хотел, чтобы его назвали Димой, в память о любимом деде Дмитрии Белане.
Карьера Димы Билана молниеносно стартовала в начале 2000-х и успешно развивалась до 20 сентября 2005 года. В этот день скоропостижно скончался его любимый и уважаемый продюсер Юрий Айзеншпис. Билан тяжело переживал смерть наставника, вдобавок на него тут же навалились проблемы с правами на дальнейшую музыкальную деятельность. После смерти продюсера предложения о сотрудничестве сыпались на Билана со всех сторон, но юридически артист был все еще привязан к студии Айзеншписа, которой стала управлять его вдова Елена Ковригина. Работать с ней Билан отказался и в 2006 году разорвал контракт. Компания потребовала от артиста сменить имя, так как «Дима Билан» — это псевдоним, который принадлежит студии Ковригиной. А также запретила Билану исполнять все хиты, записанные в сотрудничестве с Айзеншписом. Разбирательства длились долгие два года. В это время Билан уже работал с командой Яны Рудковской, которая смогла отбить артиста у вдовы Айзеншписа.
На этом судебные тяжбы за собственное музыкальное творчество не закончились. В 2008 году продюсер артиста Яна Рудковская затеяла развод с мужем — всесильным бизнесменом Виктором Батуриным. Бывший супруг пообещал, что оставит Яну с ослиными ушами и не уступит ни одной копейки при разделе имущества. Права на творчество Димы Билана оказались частью нажитого в браке имущества и стали предметов затяжных судебных войн. По словам Рудковской, она прошла через 200 судов, а за владение именем «Дима Билан» Батурин требовал с певца и ее продюсера огромную сумму. Чтобы вопрос с псевдонимом больше не стоял на повестке, певец изменил паспортные данные и официально стал Димой Николаевичем Биланом. Именно сокращенная версия имени Дмитрий стала настоящим именем певца.
Джиган
Одесский рэпер после 5 лет плодотворного сотрудничества все с тем же лейблом Black Star ушел с него еще в 2013 году. За эти годы Денис Устименко-Вайнштейн заработал статус действительно большой звезды русскоязычного рэпа, поэтому его уход долго муссировался в интернете. Тем более, что глава лейбла Тимати подливал масла в огонь подколами в соцсетях. Например, отмечал Джигана на своих пафосных селфи и подписывал, что «так выглядит среднестатистический лох».
Джиган на это долго не реагировал, но высказался откровенно на ютьюб-шоу Амирана Сардарова, когда встретился с гендиректором лейбла Пашу. Он сказал, что это неправильно, когда глава лейбла ревностно относится к успехам своих артистов или бесится, когда Джиган покупает кроссовки как у него. На каких условиях Джиган забрал с лейбла свой псевдоним и права на треки, неизвестно. До суда дело не доходило, но неприятности с правами на музыку все же случились. «Почему вы заблокировали все мои клипы, которые были выпущены на лейбле? — спросил артист гендиректора. — Ты же сам говорил „Я не могу, Джига, меня Тим [замучил], он попросил заблокировать, просто назло“. Почему он такой? Почему он так делает на лейбле? Мои старые треки, которые до сих пор приносят деньги нам с тобой и всему лейблу».
Пашу тогда ответил, что у Джигана с Тимати свои взаимоотношения, в которые он не лезет. Сам 33-летний артист говорит, что никаких конфликтов не было, да и сейчас он вспоминает годы сотрудничества с благодарностью.
Кристина Саркисян
28-летняя певица также обязана своим взлетом лейблу Black Star. И тоже не смогла разорвать контракт с продюсерским центром без скандала. После 7 лет сотрудничества Кристина, известная под псевдонимом Kristina Si, ушла с лейбла. Как она позже призналась в интервью шоу «Нежный редактор», ее не устраивала концепция и тексты песен, которые ей приходилось исполнять. Договориться не удалось — когда Кристина выпустила первый самостоятельный трек, лейбл заблокировал релиз на официальных каналах певицы. Ей пришлось перевыпускать трек под новым псевдонимом (Kristina, Krissy и KS) и отстаивать право на имя в суде.
«Лейбл попытался ввести меня в заблуждение, убеждая, что псевдоним Кристина Си, с которым я к ним пришла, теперь принадлежит им. Компания без предупреждения зарегистрировала на себя мое имя в качестве товарного знака. Теперь этим пользуются против меня: заявляют, что имя не принадлежит мне, блокируют мое творчество, — а это уже нарушает закон», — сообщила артистка в «Инстаграме». Потом вдруг удалила запись и отказалась комментировать происходящее.
Весной 2019 года она сообщила в том же «Инстаграме», что вернула себе права на псевдоним. «Довожу до сведения организаторов концертов, СМИ и других партнеров, что я намерена отслеживать факты неправомерного использования моего творческого псевдонима без моего разрешения». Тем не менее, карьера певицы пока стоит на паузе, и новые треки и концерты появляются не так активно.
Катя Лель
Получив профессиональное музыкальное образование, будущая Катя Лель (а тогда Екатерина Чупринина) перебралась из Нальчика в Москву. В 1994 году победила в конкурсе «Музыкальный старт» и в том же году начала работать в театре Льва Лещенко. Выступала с сольными номерами, работала бэк-вокалисткой и параллельно училась в Гнесинке.
Но главным спонсором, вдохновителем и продюсером звездной карьеры Лель стал не Лещенко, а ресторатор и бизнесмен Александр Волков. Уже в 1998 году Катя Лель выпустила первый альбом «Елисейские поля», в котором были такие узнаваемые «Огни» и «Я по тебе скучаю». Волков не жалел денег на раскрутку певицы. Их связывали не только рабочие отношения, но продюсер был женат, воспитывал детей и бросать семью не собирался.
В начале 2000-х Лель познакомилась с продюсером Максимом Фадеевым, который взялся ковать из певицы поп-звезду помасштабнее. Он не только полностью «перетряхнул» репертуар Кати Лель, заменив проникновенные песни на танцевальные поп-хиты, но и изменил тембр голоса, которым Лель отныне пела. По слухам, за каждую песню, над которой Фадеев работал для Лель, Волков платил ему по 30 тысяч долларов. Также певица сменила имидж, постриглась и перекрасилась в блондинку. Результатом стал взрыв интереса к Лель и ее хитам «Джага-джага» и «Муси-пуси».
Волна популярности испортила отношения Кати Лель с продюсером Волковым. Он начал ревновать ее к каждому столбу, а Лель заявила, что тоже хочет семью и детей. Мирно разойтись не получилось: Волков перекрыл певице доступ в эфиры радиостанций и телеканалов, она фактически стала персоной нон-грата в шоу-бизнесе. Экс-продюсер подал в суд, требуя вернуть потраченные на раскрутку Лель средства, а также ближайшие 8 лет выполнять условия контракта и продолжать сотрудничество. Скандалы и тяжбы длились 4 года. Суды Лель выиграла в 2008 году. А Александр Волков спустя 9 месяцев после вынесенного решения скончался. Как с сожалением сказала потом сама Лель, эта война подкосила здоровье их обоих, у Волкова обострились болезни, и он умер от рака.
Теперь певица свободна в творческом плане, в 2008 году она обрела семью, а спустя год родила дочку Эмилию.
Группа «Мечтать»
«Давай поспорим, что река станет морем» — эти строчки в середине 1990-х напевала вся страна. Харизматичные музыканты с необычной музыкой и текстами из группы «Мечтать» тогда взорвали российскую эстраду. Изначально коллектив собрали парни с Украины Олег Пругло и Олег Горшков, а группу назвали «Гаер Жорж». В 1995 году их продюсером стал Александр Шульгин (тогда еще супруг певицы Валерии), переименовал группу и помог завоевать музыкальный олимп. На дебютную песню был выпущен запоминающийся клип, а первый альбом получил любовь публики и восторженные отзывы критиков.
Группа готовила второй альбом, но не выпустила его даже спустя 4 года. У музыкантов случился конфликт с Александром Шульгиным. Дуэт фактически распался, не имея возможности гастролировать. Все права на название, произведения (написанные Горшковым) и клипы принадлежали продюсеру. А тот заявил просто: «Я вас раскрутил, я вас и закручу». Музыкантам был закрыт вход на все радиостанции, телеканалы, студии и концертные площадки.
Спустя почти 10 лет поклонники группы умудрились найти Олега Горшкова в «Одноклассниках» и уговорили вернуться к музыке. Все это время музыкант писал песни «в стол». Он собрал новый состав и успешно выступил в нескольких московских клубах. В 2010 году Горшков выпустил альбом под названием «Время мечтать». Он активно общается с поклонниками в соцсетях и говорит, что готовит новый альбом.
Кеша
Американская певица Кеша начала карьеру в юности и в 2005 году в 18 лет подписала контракт с продюсером Лукашем Готтвальдом, известным как Dr. Luke. Настоящий успех пришел к ней спустя 5 лет — в 2010 году ее хит «TiK ToK» звучал из каждого утюга. Тогда же она выпустила первый альбом, ставший платиновым, а в 2012-м — второй. С тех пор Кеша не издала ни одной песни и совершенно пропала с музыкальной сцены. Спустя два года, в 2014-м, стало ясно почему — Кеша подала в суд на своего продюсера, обвинив его в моральном и физическом насилии, а также в кабальных условиях контракта. Она сообщила, что права на все ее творчество принадлежат его лейблу, который входит в холдинг Sony Music, а сам 45-летний Готтвальд на протяжении многих лет использовал ее и даже подсыпал запрещенные препараты.
Поддержку Кеше высказали звезды первой величины: Леди Гага, Майли Сайрус, Келли Кларксон, Ариана Гранде, Lorde и другие. А Тейлор Свифт перечислила певице 250 тысяч долларов, оказав помощь в сложной жизненной ситуации.
«Это дело касается не только меня. Я думаю обо всех молодых девушках и не хочу, чтобы моя будущая дочь или ваша дочь боялись рассказать о насилии, особенно если тот, кто его совершает, обладает властью», — писала она, когда скандал разгорелся.
Подробности контракта Кеши с продюсером не разглашаются, но известно, что Кеша подписана на шесть альбомов и обязана выпустить их. Причем юридически это оформлено так, что она обязана работать именно с Готтвальдом. Пока компания Sony Music успокаивала возмущенную общественность и уверяла, что Кеша может выбрать и другого продюсера, сам Готвальд обвинил Кешу в клевете и нарушении условий контракта.
Разборки длились несколько лет. К сожалению, в сентябре 2015 года суд отклонил обвинения со стороны Кеши и обязал ее продолжить сотрудничество с Готтвальдом. Услышав вердикт, Кеша расплакалась прямо в зале суда. По сути, на ее карьере поставили крест, потому что певица не имеет никаких прав на свое имя и творчество за пределами Sony Music. История получила широкий резонанс среди публики и звезд, в соцсетях даже появился хэштег #FreedomForKesha, а в интернете — петиция с требованием освободить Кешу от кабального контракта. Певица поблагодарила всех за поддержку. Но, как мы знаем, до сих пор так и не сумела вернуться в музыку.
Комментарии